Система менеджмента качества

История формирования СМК университета

    КазНТУ, выполняя указания МОН РК по дальнейшему повышению качества образовательных услуг вузов с использованием опыта мировых лидеров в области образования, в 2004 году приступил к разработке системы менеджмента качества университета. 
    Распоряжением ректора, по внедрению СМК и поддержанию ее в рабочем состоянии был назначен Представитель руководства по качеству – Первый проректор. Был сформирован координирующий орган – рабочая группа, в составе которой были ведущие сотрудники вуза, знающие процессы образовательной деятельности. Для построения эффективной системы управления качеством в сфере образовательных, научно-исследовательских услуг и реализации политики университета в области качества был создан Центр менеджмента качества (ЦМК). 
    Система менеджмента качества создавалась на основе Международных стандартов ISO серии 9000. 
    Подход к построению системы менеджмента качества (СМК), основанный на требованиях международных стандартов ISO 9000:2000, предполагает демонстрацию способности вуза производить продукцию, удовлетворяющую потребителя, причем его запросы регулярно отслеживаются и изучаются. В соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008, основной целью вуза должно стать повышение удовлетворенности клиентов — личности, общества и государства в образовательных услугах, подготовке специалистов, научной продукции и т. д. 
    Рабочей группой КазНТУ и ЦМК в 2005 году были разработаны основные документированные процедуры системы менеджмента качества университета. 
    В мае 2005 года приказом ректора № 244-п от 31.05.2005 г.система менеджмента качества КазНТУ введена в действие 
    В августе 2005 года система менеджмента качества КазНТУ прошла сертификационную проверку на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008, и получен двойной Сертификат Системы менеджмента качества за № 05.243.026 от 11.08.2005 года от Ассоциации по сертификации «Русский регистр» и Международной сети органов по сертификации «IQNet» в отношении образовательной деятельности по подготовке кадров с высшим профессиональным образованием (бакалавр, специалист) в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами высшего профессионального образования.
    В августе 2008 г. КазНТУ прошел ресертификацию и подтвердил двойной Сертификат СМК применительно к деятельности в области образования, проведения научных исследований и сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 от Ассоциации по сертификации “Русский регистр” и Международной сети органов по сертификации “IQNet”.
    Назначение СМК
    СМК призвана обеспечить качество предоставляемых услуг и «настраивать» это качество на ожидания потребителей. При этом главная задача СМК — не контроль каждой отдельной услуги, а создание системы, которая позволит не допускать появление ошибок, приводящих к низкому качеству услуг.
    В результате создания необходимых условий СМК должна гарантировать соответствие выпускников университета квалификационным требованиям государственных образовательных стандартов, пожеланиям и рекомендациям заинтересованных сторон. При должном функционировании СМК затраты на подготовку специалистов должны быть оптимальными.
    Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.
    Структура СМК
    СМК состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы.
    В соответствии с определениями ISO, организация - это группа сотрудников и необходимых средств, с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
    Процесс — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы». Очень часто «входами» процесса являются «выходы» других процессов.
    Важное значение для СМК имеет понятие процедуры. Процедура — это установленный способ осуществления деятельности или процесса. Процедурой можно назвать процесс (совокупность процессов). С другой стороны — это документ, описывающий правила выполнения процесса.
Документ — информация (значимые данные), размещенные на соответствующем носителе.
    Ресурсы СМК — все то, что обеспечивает менеджмент качества.
    Что необходимо для создания СМК организации?
• идентифицировать основные процессы деятельности;
• установить последовательность и взаимодействие процессов;
• определить критерии и методы, необходимые для обеспечения эффективности как работы, так и управления процессами;
• обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки работы и наблюдения за процессами;
• наблюдать, измерять и анализировать процессы;
• принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов;
    Основой СМК вуза в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008 является:
• ориентация на потребителя;
• ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;
• вовлеченность всех сотрудников в решение задач вуза;
• процессный подход к организации всех видов деятельности;
• системный подход к управлению;
• постоянное улучшение качества продукции.
    Говоря о соотношении понятий "СМК" и "ISO 9001", то между ними нельзя ставить знак равенства. СМК - это система, ISO 9001 - это стандарт, документ, формулирующий определенные требования к СМК.
    Что такое ISO?
    Мировое сообщество перешло к новому этапу развития управления качеством — планированию качества.
    Основной задачей стоящей перед производителями продукции и услуг на этом этапе — полное удовлетворение потребителя.
Эта тенденция нашла свое отражение в новой версии стандартов ISO (International Organization for Standardization) семейства 9000.
    ISO — это международная организация по стандартизации, являющаяся всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов IИСO).
    Цель ISO — развитие принципов стандартизации и проектирования на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в различных областях и видах деятельности.
    Стандарт ISO 9001:2008 — это «стандартизованная философия качества, задача которой — организовать мышление определенным образом». Однако требования стандарта должны быть адаптированы «к вузовской почве».
    Требования стандарта ISO 9001:2008 не относятся к содержанию деятельности ученых и преподавателей высшего учебного заведения, они лишь упорядочивают процессы их деятельности. Стандарт ISO 9001:2008 не касается структуры и содержания научных исследований и образовательных программ, методологий и технологий, используемых в научном и учебном процессах. Стандарт ISO 9001:2008 не действует в аудитории, где преподаватель пользуется предоставленной ему академической свободой реализовать свой научный и методический потенциал, педагогические способности учителя и воспитателя.
    Важное требование стандарта ISO 9000 заключается в необходимости иметь управляемую нормативную основу СМК в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих непротиворечивых нормативных документов разного уровня. Основным принципом управления документацией и записями по качеству является принцип — нужный документ в нужное время!

 

Болашақ