​Большая перемена

    2016 год для казахстанского образования стал если не переломным, то определяющим дальнейший путь развития.

    Образование – самая чувствительная сфера, поскольку с ней связано чуть ли не все население страны. У каждого в семье есть дошколята, школьники или студенты. И потому любые изменения вызывают одобрение или споры, но однозначно не оставляют никого равнодушным.
    Своеобразной отправной точкой для нового витка модернизации образования послужило выступ­ление Президента Нурсултана Назарбаева на совместном заседании палат Парламента VI созыва. Тогда, в марте, прозвучали предложения рассмотреть вопрос о сокращении школьной учебной недели, о необходимости внедре­ния трехъязычия. Темы эти время от времени обсуждались в обществе и раньше, мало того, шла подготовка к переменам, но именно с этого выступления начался переход от слов к делу.
    Известие о грядущей пятидневке и родители, и школьники приняли на «ура», правда, с просьбой не удлинять учебный год. Переход будет осуществляться поэтапно, вместе с внедрением обновленного содержания образования, нацеленного на развитие мышления, функциональной грамотности и раскрытие потенциала ребенка.
    Работа по этому проекту началась более 15 лет назад. Министр образования и науки Ерлан Сагадиев на одной из встреч с педагогической общественнос­тью отметил, что это более чем достаточный срок, чтобы быть уверенными в нашей готовности, ведь более 100 школ находились в годы реформ в эксперименте, более 10 тыс. детей обучались и обучаются по обновленной программе.
    Первопроходцами внедрения стали первоклашки – 370 тыс. ребятишек получили пятидневку, новую программу и единый базовый учебник, который должен решить несколько проблем, в том числе выровнять качество образования между регионами и сэкономить бюджетные средства.
    Трехъязычие же вызвало бурную полемику – кто, как и когда будет учить детей на трех языках? Впрочем, был и вопрос «зачем», и на него ответить оказалось проще всего: от этого зависит конкуренто­способность нации. При этом глава МОН РК считает, что «наиболее важный смысл внедрения трехъ­язычного образования в Казах­стане – это тотальное знание казахского языка». Когда ребенок с рождения попадет в полиязычную среду, его мозг развивается лучше, и это утверждение справедливо. МОН РК не видит трудностей в освоении детьми нескольких языков, учитывая, что казахстанские дети уже растут в двуязычной среде.
    К переходу на трехъязычие подготовлена база. В 117 школах 63 тыс. учащихся обучаются по программам трехъязычия, и результат проекта положителен. Готовятся и кадры. В текущем учебном году в 42 вузах работают специальные отделения с обучением на английском языке, создано более 2 000 спецгрупп, в которых обучаются свыше 18 тыс. человек.
    Сформирован профессорско-препо­давательский состав, владею­щий тремя языками, это более 2,5 тыс. человек. В рамках программы повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей прошли обучение, в том числе за рубежом, около 4 000 человек. Кадры будут готовить и в рамках программы «Болашак», а также увеличат госзаказ на подготовку специалистов в отечественных вузах.
    Согласно программе только в 10 и 11-х классах с сентября 2019 года и только по четырем предметам – химии, физике, биологии и информатике – преподавание будет вестись на английском языке. Впрочем, МОН РК, понимая важность готовности учащихся к трехъязычию в старшей школе, не исключает возможности изучения предметов на трех языках и в более ранних классах, правда, по мере готовности школ.
    Не будет теперь прежним Единое национальное тестирование. В ушедшем году единый экзамен позволили сдавать дважды и даже трижды, дабы снять социальный стресс. Но дальше – больше. В 2017-м решено вернуть выпускные экзамены в школы, а за ЕНТ оставить функцию вступительных экзаменов в вузы. К этому реформированию единого экзамена, просуществовавшего 13 лет, в МОН РК готовились несколько лет.
    Один из главных аргументов – опыт проведения ЕНТ и результаты исследований показывают, что общественность воспринимает тестирование только как вступительный экзамен в вуз, и его итоги не позволяют объективно давать оценку качеству образовательной деятельности школы. Выпускные будут проводиться по четырем обязательным предметам и одному по выбору.
    Присвоение знака «Алтын белгi» останется за школой, и его подтверждение на ЕНТ не потребуется. Само же ЕНТ будет «мигрировать» в сторону SIT (интеграционные тесты System Integration Test). С их помощью вузы смогут определять интеллектуальный уровень выпускника, выбирающего ту или иную специальность.
    Для того чтобы абитуриент осознанно выбирал свою специальность, предполагается изменить структуру тестовых вопросов. Первые три дисциплины обязательные – языковая подготовка и грамотность чтения, предполагающая умение воспринимать, анализировать текст, затем математическая грамотность, включающая в себя математические тесты и задания на логику, и история Казахстана. В структуре ЕНТ есть также два профильных предмета.
    Что принесет разделение единого экзамена, покажет нынешний год. Успех в первую очередь будет зависеть от разработчиков проек­та. Да, выпускники уже волнуются, но, как говорится, прежнее ЕНТ не устраивало по большому счету ни одну из заинтере­сованных сторон.
    Государственные и национальные вузы страны предполагается преобразовать в некоммерчес­кие акционерные общества со 100-процентным государственным участием. Это тоже новость ушедшего года. Изменение организационно-правовой формы вузов направлено на расширение их управленческой самостоятельнос­ти, прямо ведущей к повышению конкурентоспособности.
    Трансформация университетов в АО позволит вузам формировать собственную инновационную инфраструктуру, то есть открывать бизнес-инкубаторы, технопарки, создавать эндаумент-фонды, наблю­дательные советы. А кроме того, решать вопросы найма на работу, формирования студенческого контингента в разрезе специальностей и направлений подготовки. Академическая самостоятельность дает вузам право разрабатывать образовательные программы, учебные планы, решать вопросы приема студентов, установления соотношения между профессорско-преподавательским составом и контингентом обучающих­ся. В АО преобразованы аграрные университеты, ­КазНИТУ им. К. Сатпаева, в 28 вузах соз­даны наблюдательные советы и внедряется выборность ректоров.
    С 2016 года Международная стипендия Президента РК «Болашак» работает по новому пятилетнему плану, ориентированному на реа­лизацию Плана нации «100 конкретных шагов». В числе основных направлений модернизации стипендиальной программы – повышение качества отбора претендентов, эффективности стажировок. А это значит, что повышены требования к знанию английского языка, оптимизирован список вузов, рекомендуемых для обучения, в нем остались только входящие в топ-100 или в десятку лучших по заданной специальности. Программа стажировок переориентирована на приоритеты индустриально-инновационного развития, а в целях усиления исследовательских программ в рамках проекта Split-PhD стипендиаты смогут проводить исследования на базе отечественных и зарубежных вузов.
    Эти и другие новшества дадут положительные результаты. Впрочем, один из них уже налицо: открытие в Казахстане языковых школ для болашаковцев-новоб­ранцев, сокративших языковую подготовку за рубежом до 6 месяцев, сэкономило бюджетные средства и уменьшило доходы иностранных вузов, о чем их представители уже растерянно сообщают.
    Конечно, это далеко не все, что мы узнали и пережили в 2016 году. В любом случае позади две школьные четверти, первый семестр в вузах. Теперь нас ожидают переход на новые госстандарты второго, пятого и седьмого классов, другой формат ЕНТ, поступление в вузы абитуриентов, которые по окончании учебы в 2021 году получат дипломы уже не государст­венного образца, а конкретных вузов.

г.Алматы, 01.01.2017, КазПравда, kazpravda.kz/fresh/view/bolshaya-peremena/
Марина Пархоменко

Болашақ